Ушел из жизни известный художник Богородского округа Сергей Лапшин – член Союза художников России

Ушел из жизни известный художник Богородского округа Сергей Лапшин – член Союза художников России

Отпевание происходило 10 мая в селе Новосергиеве в храме Сергея Радонежского, едва вместившем в себя всех желающих проститься с покойным. Погребён он был недалеко от церковных стен в одной ограде с могилами ранее почивших родственников. От семейной усыпальницы Лапшиных открывается величественный вид на окрестные дали – широкий луг, кромку леса, рощи, ленту реки – на то, что с детских лет было неразрывно связано с жизнью Сергея Лапшина и многие годы питало его творчество.

Глубоко символичным выглядело это погребение. С.А. Лапшин обрёл последний приют в земле, на которой жили многие поколения его предков. Корни рода Лапшиных уходят в глубокую древность, их пращуры наверняка покоятся даже в курганном могильнике X–XII веков, ещё сохранившемся в центре села. Они веками осваивали Богом данную им землю: корчевали лес, пахали и сеяли, косили, пасли скот, работали на ткацких «фабриках», в изобилии появившихся здесь в XIX – начале XX веков. Но, отдавая дань глубокого уважения труду всех поколений людей, поливавших потом, а то и кровью земли Новосергиева и его окрестностей, я всё же осмелюсь утверждать, что никто из них не сделал большего для прославления своей малой родины, чем Сергей Лапшин.

С детских лет он тоже в полной мере познал все трудности и радости крестьянского труда, помогая родителям по хозяйству и подрабатывая в летние каникулы в колхозе. Но Господь наделил Сергея талантом живописца, и это открывало простому деревенскому пареньку возможность послужить родной земле через раскрытие её красоты миру. И Сергей Лапшин посвятил свою жизнь реализации этой возможности.

На его картинах оказались запечатлены, пожалуй, все самые живописные уголки Богородского края во все времена года: реки и пруды, луга и леса, просёлочные дороги, величественные храмы и маленькие домики, а предметы сельского быта и плоды крестьянского труда обретали в натюрмортах Лапшина удивительную привлекательность. Часто это уже была «Русь уходящая», но её созерцание вызывало не только чувство грусти и ностальгической печали, но и желание во что бы то ни стало сохранить для потомков эту неброскую, но милую сердцу красоту – ту самую, которая вроде бы призвана «спасти мир»…

При явном тяготении к Владимирской школе живописи творчество Сергея Лапшина было глубоко индивидуально, так что коллеги-художники и искусствоведы сразу чувствовали «лапшинскую» манеру письма и исходящий от полотен мастера особый свет – верный признак выдающегося таланта. Но, как хорошо известно, талант, каким бы он ни был, ещё не является гарантией успеха в чём бы то ни было. А для того, чтобы человек состоялся как художник, он должен обладать и огромным терпением, и трудолюбием, и усидчивостью, и способностью к преодолению множества трудностей на пути к поставленной цели. Сергею Лапшину с его деревенской закваской этих качеств было не занимать, и итогом его многолетней, подвижнической деятельности стала не только всероссийская, но и мировая известность.

Общее количество написанных им картин не поддаётся исчислению. Ими, как шутил сам художник, наверное, можно опоясать земной шар. Сергей щедро раздавал их друзьям и знакомым, выставлял на многочисленных выставках – персональных, областных, зональных, всероссийских и международных. Его полотна приобретались музеями (включая Третьяковскую галерею) и частными коллекционерами как нашей страны, так и зарубежных стран, так что чарующими видами Богородского края теперь могут любоваться не только россияне, но и жители США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Чехии, Словакии, Польши, Болгарии, Кувейта, Китая, Японии…

В молодости Сергей часто путешествовал, повидал немало городов и весей как в нашей стране, так и за рубежом, но постоянное место жительство не менял: им до конца дней оставалось любимое Новосергиево. Его уютный, обустроенный своими руками дом был не только комфортным жильём и мастерской, но и своеобразным музеем русского быта. На долгие годы он стал центром притяжения всей округи, в нём часто бывали гости и из весьма отдалённых краёв, в том числе из зарубежья, и все они неизменно встречали радушный приём.

Друзей у Сергея было много, и это несмотря на его отнюдь не простой, вспыльчивый характер, вообще свойственный творческим людям в силу их обострённого мировосприятия и тем более – если на их долю выпадали испытания, требующие предельного напряжения душевных и физических сил, что не раз бывало у С.А. Лапшина. Но важно отметить, что всякого рода бытовые коллизии не повлияли на широту и щедрость его души Он постоянно помогал молодым коллегам в освоении мастерства живописца, занимался в художественном кружке с местными школьниками, принимал деятельное участие в возрождении Новосергиевского храма, вместе со своей верной спутницей женой Надеждой много времени и сил уделял работе сельского клуба, пока не «погас» этот «очаг культуры»…

Короче говоря, заслуги Сергея Лапшина перед Богородским краем велики и неоспоримы, но теперь настало время Богородскому краю воздать им должное. Есть немало способов увековечивания памяти о художнике. Наилучшим было бы, конечно, создание музея его имени. Но понятно, что это крайне трудное дело, требующее долгих согласований и немалых материальных затрат. Для начала можно ограничиться малым. Например, присвоить имя Сергея Лапшина одной из улиц Новосергиева. Прикрепить мемориальную доску на одно из зданий, связанных с жизнью и творчеством С. Лапшина (допустим, на ДК в Мамонтове, где Сергей начинал свою трудовую деятельность в качестве художника). В Интернете в статью Википедии о Новосергиеве добавить, что это село является родиной известного художника С.А. Лапшина.

И, наконец, провести наиболее доступное в нынешних условиях мероприятие: в Боровковской школе № 53, где учился Сергей, в музейной комнате выделить посвящённый ему уголок. Много средств на это не потребуется: фото да лист бумаги с краткой биографией знаменитого выпускника. И ещё, может быть, подборка в школьной библиотеке или размещение на сайте школы статей о С.А. Лапшине, выходивших в разные годы в местной и центральной прессе.

Разумеется, среди тысяч выпускников Боровковской школы немало достойных людей, и на всех их школьного музея не хватит. Но Сергей Лапшин – единственный из них, кто получил мировую известность. Поэтому школа им должна гордиться особо, а для новых поколений её учеников он мог бы стать примером того, как благодаря силе воли и упорному труду независимо от места рождения и социального статуса можно реализовать свои возможности и самые заветные мечты…

Николай НИКИТИН

Источник: Газета «Богородские вести»